Порядка 40% россиян не пользуется безналичными платежами и электронными сервисами, около 80% не знают, кто поможет им отстоять свои права на финансовых рынках.
28 марта 2017 г. в Ростове-на-Дону прошел круглый стол «Состояние защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг в России». Прозвучали доклады «Состояние защиты прав и интересов заемщиков в России на рынке кредитования», «Защита прав потребителей финансовых услуг», «Об итогах анализа исполнительных производств в пользу кредитных организаций по результатам исполнения за 2016 год», «Защита прав граждан в сфере потребительского кредитования» и др.
- В силу особенностей исторического развития нашей страны большинство населения России имеет слабое представление о закономерностях функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования, испытывает колоссальное недоверие к финансовым институтам. В тоже время, современная экономика предполагает широкое участие граждан в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить вопросы социального и медицинского страхования, образования и жилья, - отметила заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по законодательству, председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по развитию институтов гражданского общества и защите прав человека Ирина Рукавишникова.
По словам депутата, отсутствие элементарных знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего благополучии. Низкая финансовая грамотность населения выражается в росте финансовых злоупотреблений, избыточной кредиторской задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.
- По данным Национального агентства финансовых исследований, лишь треть россиян уверена, что их права как потребителей финансовых услуг защищены. Более 80% граждан не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и признают, что не ориентируются в данной проблеме. Порядка 40% респондентов почти не пользуются безналичными платежами и современными мобильными и электронными сервисами. Только четверть населения России понимает, что человек в большей степени сам отвечает за то, чтобы размера его дохода, а также будущей пенсии хватало для поддержания привычного уровня жизни. Среди наиболее финансово уязвимых категорий граждан следует назвать потребителей с низким уровнем образования, молодежь, жителей сельской местности, пенсионеров, трудовых мигрантов, - подчеркнула Ирина Рукавишникова.
Как отметила депутат, даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных профессиональных участников финансовых рынков.
- Интересно, что при этом почти половина потребителей, столкнувшихся с мошенниками, не стремятся изменить собственную модель поведения, чтобы защитить свои финансы самостоятельно. В этой сфере консерватизм россиян достаточно устойчив. Поэтому первый шаг навстречу потребителю придется делать социально ответственным игрокам финансового рынка, налаживать систему обратной связи между своими сотрудниками и клиентами, а также правозащитными организациями и государственными органами и учреждениями, включенными в процесс урегулирования конфликтов между потребителями и финансовыми организациями, - добавила Ирина Рукавишникова.
Депутат также рассказала о недавно принятых и готовящихся к принятию на федеральном уровне решениях по ужесточению контроля за соблюдением прав граждан – участников финансовых рынков. Данная тема также планируется к рассмотрению на апрельском заседании Госсовета РФ.