Начало дискуссии о новых путях развития современного бизнес-образования было положено на заседании Совета по предпринимательству, который состоялся в сентябре этого года в Торгово-промышленной палате Ростовской области. Тогда состоялся достаточно плодотворный обмен мнениями, по итогам которого было решено вернуться к данной теме, пригласив принять участие в обсуждении более широкий круг участников.
Дискуссию было решено продолжить в формате круглого стола, определив тему дебатов, как «Новая парадигма современного бизнес-образования». В заседании приняли участие как представители областного правительства в лице заместителя министра экономического развития В.В. Есина и начальника управления Департамента инвестиции и предпринимательства С.А. Камбуловой. Так и представители вузов, активно развивающих дополнительное образование: ЮФУ, РИНХ, ДГТУ, а так же руководители наиболее известных и авторитетных консалтинговых центров и отдельные бизнес-тренеры. Наш институт на круглом столе представил ректор ИУБиП Имран Гурруевич Акперов.
Когда в одном месте собирается такое количество социально-активных и креативных людей (те, кто всерьез занимаются бизнес-образованием просто не могут быть другими людьми) сразу стоит ожидать что привычные форматы протокольных мероприятий не будут соблюдаться. Вот и в этот раз сразу было решено отойти от условностей и провести заседание в режиме свободной дискуссии, дав возможность всем собравшимся изложить свое видение обсуждаемых проблем.
С подачи организаторов круглого стола к обсуждению были предложены следующие темы:
• Формирование новой парадигмы бизнес-образования в целях повышения эффективности подготовки предпринимателей
Появление информационных технологий коренным образом изменило прежнюю парадигму образования. Сейчас нет проблемы получить любую информацию, главный вопрос как полученные данные применить на практике, соответственно это требует коренного переосмысления образовательных технологий. От пересказа чужих идей надо перейти к формированию навыков практического применения полученных знаний.
• Повышение привлекательности предпринимательской деятельности, как средство вовлечения целевой аудитории
О каком развитии бизнес-образования можно говорить, если не будет достаточного количества людей, которые хотят и могут взять на себя ответственность по созданию и развитию собственного дела?
• Формирование целевых показателей эффективности подготовки предпринимателей исходя из экономических критериев
То, что такая система нужна, нет вопросов, но что можно положить в качестве целевых показателей? Экономические параметры типа ВРП и процента занятости в малом бизнесе? Но с другой стороны использование только таких критериев не будет достоверно отражать картину. Мы можем сформировать гениальную систему подготовки, но условия деятельности предпринимателей будет настолько сложной, что только единицы смогут реализовать себя в этом качестве.
• Разработка новых образовательных практико-ориентированных технологий подготовки
Есть такие замечательные книги под названием «Самоучители», посвященные разным видам деятельности от игры на гитаре до малоэтажного строительства. Но случаев, чтобы кто-то таким способом смог что-то освоить, неизвестно. Если они и есть, то таких людей гораздо меньше, чем тех, кто смог полететь в космос.
Есть особая технология обучения, которую можно условно назвать «Мастер и подмастерье». С одной стороны достаточно эффективная, с другой – где взять столько мастеров, чтобы обеспечить массовую подготовку будущих предпринимателей?
• Формирование методик и организационных форм взаимодействия, позволяющих осуществлять «выращивание» бизнеса
Мы обучаем предпринимателей, потом они выходят в мир и тут же сталкиваются с самыми серьезными трудностями. То, что является «легким насморком» для крупных структур может стать смертельным заболеванием для только возникших предприятий. Уже давно известна статистика, что большинство предприятий не могут пережить первый год своего существования.
• Постобразовательное сопровождение предприятий с целью повышения их эффективности
В подготовку и поддержку предпринимателей вкладываются весьма немалые деньги, которые необходимо рассматривать в качестве инвестиций в развитие экономики региона. Мы должны обеспечить возврат этих вложений за счет эффективной работы созданных предприятий, роста ВРП и налогов в бюджеты разных уровней, возникновения дополнительных рабочих мест.
В ходе круглого стола всестороннему обсуждению подверглись не только предложенные организаторами темы, но многие другие вопросы, которые заявили многочисленные участники мероприятия. По итогам весьма жаркой дискуссии был зафиксирован достаточно широкий спектр мнений, и есть надежда, что именно это многообразие точек зрения позволит в перспективе сформулировать новые принципы современного бизнес-образования. И хотя иногда звучали острые вопросы, а то и прямая критика, по словам В.В. Есина в ходе обсуждения удалось не только получить конкретные ответы на поставленные вопросы, но и узнать мнение образовательного сообщества в целом. Завершая заседание ректор ИУБиП Имран Гурруевич Акперов подчеркнул, что подобные встречи, проводимые в свободном формате позволяют разбираться в даже в таких сложных проблемах, как формирование новой парадигмы бизнес-образования. При этом, по его мнению, данную работу необходимо продолжить, поскольку реальное развитие малого и среднего предпринимательства без реальной образовательной поддержки практически невозможно. Поэтому формирование форм и методов бизнес-образования адекватного современному развитию информационных технологий является крайне актуальной задачей.